Источник: www.kazpravda.kz/c/1336182870
Доказательством тому – Бухарестское Коммюнике, принятое ответственными странами Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) в столице Румынии Бухаресте в конце апреля 2012 года на Конференции министров ЕВПО и третьем Форуме политики Болонского процесса. В состав делегации Казахстана, которую возглавлял министр образования и науки Бакытжан Жумагулов, вошли директор департамента высшего и послевузовского образования Фатима Жакыпова, ректоры вузов.
В содержании Консолидации Европейского пространства высшего образования Бухарестского Коммюнике были обозначены проблемы инвестиций в будущее высшего образования, обеспечения его качества для всех, расширения трудоустройства в соответствии с запросами Европы. В числе основных вопросов также – укрепление мобильности для лучшего обучения, имеющее «важное значение для обеспечения качества высшего образования, повышения занятости студентов и расширения трансграничного сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования и за его пределами». Предметом полемики стала стратегия «Мобильность для лучшего обучения», где были учтены, в числе других, наши рекомендации – Евразийского национального университета им. Л. Гумилева.
В контексте основных целей Болонского процесса с самого начала наиболее важной является идея академической мобильности, позволяющая студентам, молодым ученым и преподавателям обучаться или проводить исследования в университетах стран ЕС и мира.
В 2011 году число иностранных студентов в казахстанских вузах составляло 10,5 тыс. человек, из них 259 присуждены образовательные гранты. Эта цифра значима для страны, подписавшей Болонскую декларацию лишь в 2010 году. Большой потенциал в сфере академической мобильности представляет Программа МОН РК «Двудипломное образование». Здесь Евразийский национальный университет является лидером, успешно реализуя образовательные программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры совместно с вузами России – РУДН, Московским государственным лингвистическим университетом, Московским государственным строительным университетом, Институтом ядерных исследований города Дубна, США – Университетом Нью-Мексико, Италии – Падуанским университетом и другими.
Планируется развитие двудипломного образования и с вузами стран Болонского процесса.
За годы существования Болонского процесса изменилось само понятие мобильности, которое трактуется очень широко, – от географии до образовательных программ и самих вузов. В последнее время активно используется понятие «глобальная академическая мобильность», что совершенно оправданно, так как еще в 2008 году количество студентов, отправляющихся на обучение из одной страны в другую, составило около 3,3 млн., что принципиально меняет международную систему образования.
Системе высшего и послевузовского образования Казахстана присущи все виды мобильности – краткосрочная кредитная, ученой степени, начинающих исследователей – магистрантов и докторантов, а также научные стажировки преподавателей, долгосрочная академическая (программа «Болашак») и другие. При всех неоспоримых положительных фактах участия в Болонском процессе вузов Казахстана имеются так называемые барьеры, возникающие при академической мобильности, преодоление которых зависит от факторов как внешних, так и внутренних.
Главный из них – признание того, что в неанглоязычных странах может идти медленное ослабление местных языков. Это является нарушением фундаментальных принципов глобального образования, отстаивающего расширение мирового опыта и познания студентов путем их погружения в незнакомую культуру и язык.
Основной же критерий участия в программах международного плана – необходимость знания английского. Бесспорно, этот язык мобилен и сопоставим с латынью периода Средневековья. Следует признать, что в рамках мобильности ученой степени и кредитной англоязычные и западноевропейские страны привлекают наибольшее число международных студентов, в том числе из Казахстана. Знание английского языка и открытие образовательных программ существенно увеличивает академические потоки. Именно поэтому в ближайших планах ЕНУ – открытие образовательных программ магистратуры на английском языке. Но здесь надо задуматься опять-таки о повышении профессионального интереса к своему родному языку, то есть о том, о чем говорилось выше.
К значительным проблемам мобильности относятся иммиграционные правила. Как известно, грамотное решение проблемы визовой поддержки, снятие иммиграционных ограничений и отмена въездных виз и есть фактор увеличения мобильности. Отрадно заметить, что над этим уже задумались наши законодатели.
Что еще является подводным камнем – так это финансовая политика стран Болонского процесса. К сожалению, по тем или иным причинам финансовую поддержку получают не все программы. В связи с этим образовательная политика может быть существенно скорректирована государственными приоритетами, свидетельством чего является и наша страна, где сегодня ввиду интенсивного развития экономики, поддержку получают программы естественных наук, информационных технологий, инженерии, математики, медицины. Кроме того, прием иностранных студентов и преподавателей является существенной проблемой для стран с разным уровнем жизни. Решение названных вопросов позволит обеспечивать большую открытость и гибкость образовательных путей, рассматривать новые формы участия в международных образовательных программах.
Не так давно, в 2009 году, на съезде Евразийской ассоциации университетов, проходившем в ЕНУ им. Л. Гумилева, зародилась идея создания единого евразийского образовательного пространства, высказанная Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, несомненно, представляющая интерес для Болонского процесса, так как отвечает его основным критериям, принципам и параметрам.
Идея в Казахстане уже получила развитие: созданы и успешно функционируют Сетевой университет стран СНГ и Университет стран ШОС, обеспечивая возможности для всех видов мобильности на евразийском пространстве. В октябре 2011 года в Астане состоялся Евразийский форум по академической мобильности студентов и преподавателей стран СНГ с участием министров образования стран СНГ.
Участие Евразийского национального университета в Болонском процессе налицо: вуз занимает первое место среди государственных вузов Центральной Азии по количеству стипендиатов программы ERASMUS MUNDUS и является участником двух ее консорциумов.
Вместе с тем измерение степени соответствия деятельности университетов параметрам Болонского процесса должно исходить не только от внедрения международных программ, следует задуматься над созданием аналогичных в Казахстане. Они должны представлять интерес для студентов стран Европы и Азии, желающих не только обучаться в лучших казахстанских вузах, но и в дальнейшем выстраивать здесь карьеру или работать на казахстанской земле в международных компаниях.
Казахстан – открытая страна, поэтому у нас успешно функционируют филиалы зарубежных вузов и совместные университеты, создающие условия для реализации мобильности преподавателей и исследователей уже в нашу республику.
Думается, в рамки академической мобильности мы также обязаны вовлечь социальную роль вузов, что даст возможность адаптации к процессу обучения студентов, профессионального совмещения квалификационных и образовательных требований профессорско-преподавательского состава и самих обучаемых. Развитие различных форм мобильности, способствующих интернационализации образования, сближению стран, – важнейший фактор признания результатов обучения на международном уровне.
Ерлан Сыдыков,
ректор Евразийского национального университета им. Л. Гумилева