Защита диссертации Амантаев Еркебұлан Әнуарбекұлы на соискание степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D03106 - Политология»
В Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева состоится защита диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) Амантаев Еркебұлан Әнуарбекұлы на тему «Государственная политика цифровизации образования в Казахстане: текущее состояние и перспективы» по образовательной программе «8D03106 – Политология».
Диссертация выполнена на кафедре «Политология» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.
Язык защиты - казахский
Официальные рецензенты:
Канапьянов Тимур Ерболатович – доктор философии (PhD), Ну «Независимое агентство аккредитации и рейтинга». Специальность: «6D050200 – Политология» (г. Астана, Республика Казахстан).
Пұсырманов Нұрбек Серікұлы – доктор PhD, Директор РГУ «Институт истории государства» МНВО РК, Специальность «6D050200-Политология» (г. Астана, Республика Казахстан).
Временные члены Диссертационного совета:
Айкенова Дина Маратовна – доктор PhD, Международный университет Астана, доцент высшей школы социально-гуманитарных наук. Специальность: «6D050200-Политология» (г. Астана, Республика Казахстан).
Айтымбетов Нуркен Искакович – доктор философии (PhD), ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК. Специальность: 6D050200 – Политология (г. Алматы, Республика Казахстан).
Муханова Гульмира Бексагатовна – доктор PhD, Алматинский технологический университет, сеньор-лектор кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Специальность: «6D050200-Политология» (г. Алматы, Республика Казахстан).
Симтиков Жомарт Қудайбергенович – доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социально-философских дисциплин Казахского национального педагогического университета имени Абая. Специальность: 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные интересы и политические процессы, и технологии (г. Алматы, Республика Казахстан).
Научные консультанты:
Дюсембекова Майра Кусаиновна – кандидат политических наук, и.о.профессора кафедры политологии Евразийского Национального Университета имени Л.Н. Гумилева, специальность 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные интересы и политические процессы, и технологии (г. Астана, Республика Казахстан).
Абдырахманов Толобек Абылович – доктор исторических наук, ректор Кыргызского национального университета им.И.Арабаева, профессор. (г. Бишкек, Кыргызстан).
Защита состоится: 28 мая 2024 года 10:00 часов в Диссертационном совете по направлению подготовки кадров «8D031 – Социальные науки» по образовательной программе «8D03106 – Политология» Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. Проведение заседания диссертационного совета в смешанном (оффлайн и онлайн) формате.
Ссылка: https://us06web.zoom.us/j/8114174324?pwd=dVhvaFdrUm9hRll6eTBsclhybUtvZz09
Идентификатор конференции: 811 4174 324
Код доступа: DC9hpA
Адрес: г. Астана, ул. А.Янушкевича, 6, учебный корпус №4 ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, 112-аудитория.
Аннотация (рус.): Актуальность темы исследования. В современном мире цифровизация составляет основу экономического, политического, социального, научного благосостояния общества, поэтому цифровизация сферы образования признана стратегическим приоритетом для государств, нацеленных на развитие человеческого капитала и повышение конкурентоспособности в эпоху глобализации. Политика цифровизации системы образования в Республике Казахстан является актуальным вопросом, требующим тщательного изучения. Актуальность этой проблемы особенно проявилась во время пандемии covid-19. В связи с необходимостью социальной изоляции во всех странах мира во время пандемии система образования срочно перешла на дистанционное обучение и потребовала скорейшей перестройки образовательного процесса во всем мире с помощью цифровых технологий. Несмотря на то, что вопрос применения цифровых технологий в образовании был поднят задолго до пандемии, процесс цифровизации отрасли уже начался, в чрезвычайной ситуации, столкнувшись с реальными трудностями, руководителям сферы образования, которые ясно увидели проблемы в этом направлении, пришлось приступить к масштабной кампании цифровизации, устранить пробелы, тщательно изучить преимущества цифровизации в сфере образования, ее потенциал и возможности развития. В стратегических документах Республики Казахстан цифровизация признана важным приоритетом развития страны, и правительство всецело заинтересовано в реализации программы цифровизации отраслей экономики и развития человеческого капитала. Цифровая трансформация сферы образования - это глобальный процесс, поэтому он не обошел стороной и нашу страну, цифровизация в Республике Казахстан определена как важное направление развития системы образования и закреплена программными, нормативными и даже стратегическими документами. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс справедливого Казахстана» в качестве важнейшей стратегической задачи страны назвал превращение Казахстана в IT-государство, подчеркнув достигнутые успехи в деле цифровизации и необходимость законодательного закрепления руководящих принципов в деле цифровизации. Глава государства отметил, что все задачи, изложенные в данном послании, должны быть выполнены в кратчайшие сроки - в течение трех лет. Поэтому вопрос цифровизации, включая сферу образования, становится приоритетным и требует немедленного решения. Одним из важнейших условий осуществления перехода к цифровой экономике является формирование качественного человеческого капитала с высокой конкурентоспособной цифровой грамотностью. Эту задачу в основном выполняет сфера образования, поэтому процесс цифровизации в сфере образования требует усиления контроля и управления, поддержки, стимулирования и инвестирования со стороны государства. Стратегическое значение имеет цифровизация сферы образования в соответствии с современными трендами, требованиями времени и новой экономики. Цифровая трансформация в любой сфере, особенно в сфере образования, - это непрерывный процесс, поэтому политика цифровизации образования Казахстана, наряду с новыми технологиями, в ближайшей перспективе не потеряет своей актуальности. На основе вышеприведенных аргументов и анализа политики цифровизации сферы образования Республики Казахстан в рамках процесса глобальной цифровизации и с учетом специфики развития нашего государства можно прийти к выводу, что тема исследования является актуальной проблемой в области политической науки. Степень изученности проблемы. Системное и недостаточное изучение процесса цифровизации сферы образования в Казахстане, отсутствие научных трудов и изысканий на эту тему повышают актуальность нашего исследования. Поскольку процесс цифровизации сферы образования не только в отечественном, но и во всем мире является тенденцией, которая развернулась только в последние десятилетия, понятно, что исследования в этом направлении уже ведутся. Особенно во время глобальной пандемии, когда государствам мира пришлось перейти на массовую дистанционную систему обучения, внимание ученых было сосредоточено на проблеме цифровизации сферы образования. Тем не менее, исследований, связанных с цифровизацией сферы образования, проводимой политикой государств в этом направлении, пока не так много. Прежде всего, необходимо отметить отсутствие последовательности в науке относительно общего термина «цифровизация». Сами исследователи по-разному понимают это название и употребляют его в разных смыслах, поскольку оно только начало изучаться и еще не полностью изучено, а база данных о результатах еще не накоплена. Кроме того, в некоторых странах вместо термина «цифровизация» используется термин «информатизация», который был введен задолго до этого. Труды основоположников концепций информатизации и цифровизации Саймона Норы, Алена Минка и Николаса Негропонте стали первыми работами, возвестившими о начале эпохи цифровизации. Различные определения цифровизации даны в исследованиях Джейсона Блумберга, Дж. Скотта Бреннана и Дэниела Крайса, Линдси Геберта, Джимми Буманна и Марка Петера, Пола Майклмена, известных специалистов в области цифровых технологий, цифровизации и цифровой трансформации. Исследование Тилена Гороншека и Андрея Кононта посвящено вопросам концептуализации цифровизации. В исследовании российского ученого Екатерины Катрин, основывающейся на научных подходах к определению термина «цифровизация», дано единое научное определение, общее для Российской Федерации. Андрей Прохоров, эксперт в области цифровых технологий и цифровизации, в своей работе проводит комплексный анализ процесса цифровой трансформации, ориентируясь на мировые тенденции и опыт государств. В исследовании шведских исследователей Эрика Столермана и Анны Крун Форс цифровая трансформация рассматривается с точки зрения всех аспектов общественной жизни. Финские исследователи Паси Хеллстен и Аннамая Пауну дают собственное определение этому термину, основанное на их изучении опыта, реальных результатов и определениях проектов цифровизации. В целом, практически во всех рассмотренных нами исследованиях авторы отмечают, что термин «цифровизация» до сих пор научно не обоснован, отсутствует достоверность в отношении применения термина по причине неполного изучения процесса цифровизации. Нет общепринятых четких определений относительно цифровизации в сфере образования. Изучив цифровизацию в сфере образования, Гордеева Е.В. рассматривает этот процесс как формат обучения. В исследовательской работе И.П. Гладилина и И.Г. Ермакова рассматривают цифровую трансформацию сферы образования в сравнении с опытом стран мира и Российской Федерации. Автор объемной научной работы по цифровой трансформации общеобразовательной системы А.Ю. Уваров не только подробно останавливается на истории, определении, предмете и содержании этого процесса, но и представляет сценарии развития. О.Н. Мачехина рассматривает цифровизацию как инструмент реформирования и модернизации сферы образования, отмечая противоречия и недостатки в этом процессе. В исследовании О. Вайберга и А. Мавроуди рассматриваются лучшие практики цифрового образования. Работы ряда авторов на тему политики цифровизации образования в странах мира дают возможность рассмотреть тему исследования в свете мировых тенденций. В этой связи исследования П. Ына, Дае Жун Хуана и авторов- Й. Шарманы, Дэок-Хо Чжана, Пилнама Ии и Ин-Су Шина, Л. Мессенцеля, Э. Джона по изучению опыта Республики Корея, лидера в области цифровизации образования, предоставляют полезный источник информации о цифровой трансформации в сфере образования в этой стране. История и современное состояние внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования в Соединенных Штатах Америки - предшественнике процесса цифровизации, впервые применившего новые технологии в сфере образования, рассмотрено в работах Г. Кентнора, Дж. Миллера и авторов, Кульпа К.М., Кочергиной Д.Г. и Жернова Е.Е., Джуринского А.Н. Политика цифровизации образования в странах Европы исходит от издательского бюро Европейского Союза Дж. Конрадс, М. Расмуссен, Н. Уинтерс, А. Гениет и Л. Лангер проанализированы в комплексном исследовании, а лучшие цифровые инициативы образования в странах Европы - в коллективном исследовании авторов А. Баланкаста и др. Влияние цифровой эры на систему образования и проблемы цифровизации образования рассматриваются в исследовании Гапсаламова А.Р., Ахметшина Е.М., Бочкарева Т.Н. и Васильева В.Л. на примере нескольких стран. Л. Шрам, Н. Дэвис и А. Лунд в своем исследовании, которое рассматривает глобальные тренды и проблемы в цифровизации сферы образования в XXI веке, изучают мнения экспертов из разных стран и прогнозируют будущее этой сферы. Тема цифровизации сферы высшего образования поднимается в исследовании Кругловой Н.Р. и Сартакова И.В., где рассматриваются история и становление цифрового образования на примере США и стран Западной Европы, поднимается вопрос адаптации этого опыта к российской системе образования. Поскольку цифровизация повлечет за собой значительную трансформацию глобальной системы образования и изменит ее содержание, этот вопрос активно изучается не только отдельными учеными, но и аналитическими центрами при международных организациях и объединениях, например, в специальном докладе, опубликованном Департаментом образования и развития OECD (Организации экономического сотрудничества и развития), поднимаются вопросы цифровой грамотности и цифрового неравенства. Этот вопрос цифровой разницы или неравенства был рассмотрен в исследовании Дж. Валадеза и Р. Дюрана также рассматривается на основе различий между различными социальными группами в обществе США. Политика цифровизации Финляндии, являющейся мировым лидером в сфере образования, рассматривается в исследовании П.Шалберга. Автор указывает на уникальный опыт этой страны и отмечает, что в ее системе образования преобладает гуманитарный подход к технократическому подходу. Цифровая трансформация в системе образования Германии, Венгрии и России рассматривается в исследованиях Королева Д.О. и Науширванова Т.О., цифровизация образования в Германии - Е.Маевской, план цифровой трансформации образования Евросоюза - Н.В.Багрецовой. Авторы исследований на тему цифровой трансформации в области образования, исследование экспертов Дж. Вайсса, Жао Ин и авторов подчеркивает сходства и различия между различными национальными стратегиями в отношении образовательных технологий и дает глобальное политическое определение цифровизации образования. Авторы исследований на тему цифровой трансформации в сфере образования, эксперты Дж. Вайсс, Жао Ин и авторы других исследований подчеркивают сходства и различия между различными национальными стратегиями в отношении образовательных технологий и дают политическое определение цифровизации образования с точки зрения глобализации. Автор эмпирического исследования о политике внедрения информационно-коммуникационных технологий в ключевую образовательную сферу Китайской Народной Республики, являющейся одним из мировых лидеров в цифровизации сферы образования, Вэнтинг Зын на основе политических документов провел комплексное исследование процесса цифровизации сферы образования китайского правительства с 1988 по 2021 годы. Массовая цифровая трансформация экономики в Китае и вопросы цифровизации и повышения цифровой грамотности населения в ней описываются в комплексном исследовании М. Хуатена и М. Чжаоли. Исследование Ш. Яна и Ю. Ноя проанализировало содержание, направления и перспективы политики информатизации в сфере образования Китая на основе анализа программных документов и практических исследований. Большинство опубликованных научных исследований по теме диссертации изложены в контексте глобальной пандемии. Внимание исследователей сместилось на влияние пандемии Covid-19 на сферу образования, что является закономерным, потому что пандемия вызвала беспрецедентный кризис в образовании. Изучая работы ряда авторов, рассматривавших цифровизацию с точки зрения изменений в глобальной системе образования, вызванных пандемией, мы обнаружили, что в этот период страны мира столкнулись с одинаковыми трудностями. Так, профессора Стокгольмской школы экономики Пэр Андерсон и Ларс-Гуннар Мэттсон изучили, как пандемия повлияла на рынок образовательных технологий, и тщательно проанализировали госзакупки в сфере образования. Джоэль Т. Шмидт и Мин Тан рассматривают цифровизацию в сфере образования в контексте глобальных угроз, включая пандемию, и подчеркивают ее большой трансформационный потенциал. Кэти Ли и Фарах Лалани в своей статье о влиянии глобальных изменений, связанных с распространением коронавируса, приходят к выводу, что пандемия сильно изменила сферу образования по всему миру. В научной работе Лукаса Кона и соавторов исследователи изучили опыт Италии, Германии, Бельгии и Северной Европы и полагают, что пандемия ускорила и укрепила трансформационные процессы в сфере образования и увеличила долю цифровых образовательных технологий в образовательном процессе. Маргарита Лангталлер в своем исследовании считает цифровизацию будущим сферы образования на глобальном уровне, отметив, что пандемия выявила ранее невиданные проблемы в цифровизации. Сэр Дж. Дэниел отмечает, что онлайн-обучение в сфере высшего образования будет по-прежнему развиваться, и считает, что вузы понимают преимущества цифровых решений, которые позволяют им продолжать процесс обучения, не прерывая его во время пандемии. Исследование Исхамуддина Мустафы и авторского коллектива, которые провели библиометрический анализ статей в базе Scopus об эффективности цифровых технологий в сфере образования во время пандемии, подтверждает актуальность этого вопроса, поскольку этот анализ содержит 82 статьи, и это только те, которые вошли в базу Scopus. Исследования российских авторов по вопросу цифровизации образования в период пандемии также имели особое значение в раскрытии темы нашей диссертации, поскольку образовательная система РФ, трансформационные процессы в ней аналогичны отечественной образовательной системе. Более того, казахстанская образовательная система на протяжении семидесяти лет развивалась в составе «советской» системы образования, для нее характерно наличие общих проблем в структуре образовательной системы, сложившейся в соответствии с особенностями исторического развития постсоветских образовательных систем. Российский исследователь И.Л. Гончаров считает, что пандемия стала катализатором изменений в сфере образования, и в качестве основных проблем цифровизации образования называет низкую цифровую грамотность населения и неравенство в доступе к Интернету. А.Р. Зенков рассматривает цифровизацию как вектор развития сферы образования и заявляет, что она не может решить прежние проблемы в образовании, но кроме того, создает новые проблемы. Гафуров И.Р. и другие авторы констатируют, что российская система образования не была готова к массовому дистанционному обучению во время пандемии и что новый формат обучения пока не может заменить традиционное обучение. По словам Даниловой Л.Н., в условиях карантина противники цифровых технологий убедились в их преимуществах, а сторонники заметили новые возможности для развития сферы общего образования. Хотя цифровизация сферы образования в Казахстане началась совсем недавно, эта тема привлекает внимание многих исследователей. С самого начала процесса информатизации, ставшего краеугольным камнем цифровизации, проблема применения информационно-коммуникационных технологий в образовании как актуальная тема нашла отражение в трудах отечественных ученых Г. К. Нургалиевой, Ж. Садуакасовой, Н.Рысбековой и других ученых. Профессор Майдырова А.Б. рассматривает цифровизацию сферы образования как часть модернизации экономики Казахстана и дает положительную оценку цифровизации отечественных образовательных услуг. По словам Сарсенбиевой Н.Ф., Мырзахметовой Б.Ш. и Адылбековой Э.Т., цифровизация в сфере образования Республики Казахстан началась в 1997 году с автоматизации системы образования и динамично развивалась с момента принятия в 2017 году государственной программы «Цифровой Казахстан». Мулдахметов З.М. и Газалиева А.М. рассматривают цифровизацию как главный тренд в процессе реформирования сферы образования Казахстана и отмечают, что политика в этом направлении дает эффективные результаты. В исследовательской работе Д. Сапаргалиева рассмотрены основные этапы становления и развития онлайн-образования в Казахстане, исследователь считает, что в сфере казахстанского образования эффективно используются информационные ресурсы и технологии. Н. Нурмухаметов, А. Темирова, Т. Бекжанова в своем исследовании 2015 года рассматривала цифровые решения в сфере образования, в частности, дистанционное обучение, как отличный инструмент повышения уровня образования населения. Они прогнозировали, что к 2020 году образовательная система Казахстана станет неотъемлемой частью мирового информационно-образовательного пространства. В исследовательской работе А.Ж. Амена, М.Б. Гайсиной и А.А. Кенжегуловой цифровизация сферы образования рассматривается в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан», в которой названы основные плюсы и минусы. По мнению Абдрахмановой А.Ж. и Алипкалиевой Г.Б., основу развития казахстанского образования составляют три основных фактора: развитие информатизации в среднем образовании, автоматизация управления системой образования и подготовка IT-специалистов. Б. Бокаев и авторы, изучив трансформацию образовательного процесса во время пандемии Covid-19, отмечают, что при переходе на дистанционный формат обучения система образования Казахстана столкнулась с рядом трудностей, и основными причинами этого называют слабое развитие инфраструктуры Интернета, неспособность заинтересованных сторон выстраивать взаимовыгодные отношения в обучении и необъективность статистической, аналитической информации. В исследовании Г.Х. Браувайлер и А. Еримпашевой рассматривается роль цифровых технологий в решении проблем, возникших перед отечественной системой высшего образования во время пандемии Covid-19, где авторы отмечают, что за этот период произошел большой цифровой прорыв в казахстанском цифровом обучении. Несмотря на отсутствие диссертационных исследований, касающихся политики цифровизации сферы образования в Республике Казахстан, имеются исследования разных лет, написанные на тему развития отечественной сферы образования, образовательной политики, модернизации системы образования. Среди более последних исследований можно отметить исследование Н.А. Курмангалиевой на тему формирования цифрового педагогического университета. Хронологические рамки исследования охватывают период от обретения независимости Республики Казахстан до наших дней – с 1991 по 2023 гг., кроме того, в исследовании рассматривается процесс информатизации образования в Казахской ССР, которая входила в состав СССР. Учитывая важность изучения глобального процесса цифровизации, исследование охватывает широкий временной отрезок, включая современные тенденции цифровизации, которые начали формироваться в середине XX века. Источниковой базой исследования являются Конституция Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «Об образовании», «Об информатизации», стратегические документы и программы, а также национальные отчеты о состоянии образовательной системы. Дополнительно изучаются приказы министров, информация из национальной базы данных по образованию, а также отчеты международных организаций о цифровизации образования. В рамках исследования рассматриваются комплексные аналитические материалы о цифровизации образования, отчеты исследовательских центров и информационно-аналитического центра при Министерстве образования. Также изучаются статьи казахстанских и зарубежных экспертов и материалы конференций по цифровизации. Важным источником информации являются доступные данные в СМИ о цифровизации образования. Все эти источники в совокупности обеспечивают широкий обзор по теме информатизации и цифровизации сферы образования в Казахстане. Объект исследования - политика цифровизации сферы образования в Республике Казахстан. Предмет исследования - предпосылки цифровизации сферы образования в Республике Казахстан, особенности формирования, развития и реализации государственной политики в этом направлении в свете цифровой трансформации экономики страны и глобальных процессов цифровизации. Цель диссертационной работы - проведение комплексного политологического анализа процесса цифровизации сферы образования в Республике Казахстан. Для достижения цели исследовательской работы определены следующие задачи: 1. Определение и обобщение теоретико-методологических основ политики цифровизации сферы образования. 2. Изучение передового мирового опыта цифровизации системы образования и анализ глобальных трендов в этом направлении. 3. Анализ политико-правового регулирования процесса цифровизации образования в Казахстане, определение роли государства в цифровизации отрасли, основных этапов развития цифровой трансформации системы образования. 4. Определение основных направлений цифровизации системы образования РК, изучение особенностей процесса цифровизации отрасли. 5. Выявление основных проблем цифровизации отечественной системы образования, путей их решения, оценка эффективности государственной политики в этом направлении. 6. Определение основных факторов и индикаторов, влияющих на процесс цифровизации сферы образования в контексте трансформации человеческого общества и общих тенденций развития системы образования с предложением и прогнозированием возможных сценариев развития цифровой трансформации сферы образования РК на основе установления и анализа критериев ее оценки. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методологические принципы, как историческое и логическое диалектическое единство, объективность рассмотрения, конкретность, сравнительно-исторический и сравнительный политологический анализ, принципы и методы структурно-функционального анализа общественно-политических явлений в политологии, а также различные образовательные концепции и концептуально-теоретические положения о взаимосвязи и взаимодействии политики и образования, о роли политики в образовательных процессах. Источниковая база исследования. В основу источниковой базы легли Закон РК «Об образовании», Закон РК «Об информатизации»; Национальный план развития РК до 2025 года; ежегодные послания президентов РК Н. Назарбаева и К. Токаева народу Казахстана; государственные программы «Информационный Казахстан» и «Цифровой Казахстан», «Технологический прорыв за счет цифровизации, науки и инноваций»; Государственные программы развития образования РК, развития образования и науки, информатизации учреждений образования, снижения информационного неравенства, развития технического и профессионального образования на разные годы, Государственная программа по развитию информационных и коммуникационных технологий РК; Концепция системы электронного обучения МОН РК, Концепция непрерывного образования, Концепция информационного развития сферы коммуникационных технологий и цифровой сферы, Концепция развития образования РК; Указы Президента РК, постановления Правительства РК, приказы Министра образования, стандарты и положения, принятые в сфере образования; национальные доклады о состоянии и развитии системы образования РК, опубликованные в разные годы, официальная статистика, касающиеся системы образования РК, данные НБДД. В качестве эмпирической базы исследования был проведен анализ данных Министерства образования и науки РК, Министерства просвещения РК и Министерства науки и высшего образования РК, Комитета по статистике, государственных программ, концепций и проектов по профилю исследования. С целью обоснования гипотезы исследования были проведены глубинные интервью с экспертами и политологами, специалистами, работающими в сфере государственного и частного образования, информационных технологий и цифровизации образовательной системы. Научная новизна диссертационной работы 1. На основе теоретических концепций экспертов в области бизнеса, экономики, ИКТ, социологии, педагогики о цифровизации, а также стратегических и программных документов республики, было разработано комплексное авторское определение понятий «цифровизация сферы образования», «цифровая трансформация сферы образования». 2. Проведен анализ мирового опыта цифровой трансформации в сфере образования и глобальных трендов в цифровизации, в результате изучения опыта и особенностей стран, считающихся мировыми лидерами в этой области, определен перечень условий, необходимых для успешной реализации цифровизации системы образования. 3. В результате комплексного комплексного исследования становления и развития политики цифровизации образовательной сферы Казахстана сформирована хронология цифровизации отечественной системы образования, определены основные этапы ее развития. 4. Проанализировано современное состояние цифровизации системы образования РК, определены основные направления, принципы и особенности государственной политики в данном направлении. 5. На основе изучения данных Министерства образования и науки РК, а затем – Министерства образования и науки, данных НБДС, законодательных и программных документов, касающихся цифровизации сферы образования, и проведения глубинных экспертных интервью с экспертами в этой области выявлены основные проблемы цифровизации системы образования Казахстана. 6. На основе SWOT-анализа, в котором рассмотрены плюсы и минусы, возможности и риски цифровизации системы образования Казахстана, рассмотрены перспективы страны в данном направлении и предложены возможные сценарии развития. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Рассматривая процесс цифровизации образования в Казахстане как качественное и комплексное изменение сферы образования в стране с помощью цифровых технологий и под влиянием цифровой среды в контексте глобальной цифровой трансформации, политика цифровизации сферы образования Республики Казахстан направлена на повышение качества сферы образования органов государственного управления в целях развития человеческого капитала в рамках цифровой трансформации экономики страны, повышение качества образования в государственных- регулирование процессов цифровизации на негосударственном рынке образования АО, является комплексом мер по стимулированию и обеспечению безопасного прохождения цифровых преобразований. 2. В настоящее время, наряду с развитыми странами, в самих развивающихся странах принимаются политические государственные программы, планы и разрабатываются специальные законодательные документы, касающиеся цифровизации или информатизации. Этот процесс набирает новый импульс, особенно после глобальной пандемии, и все больше государств начинают уделять особое внимание цифровым технологиям в образовании, которые ранее не были столь востребованы или не уделялись должного внимания. В некоторых странах этот процесс начался рано, а в некоторых странах уже идет информатизация, цифровизация системы образования. Результаты, достижения и недостатки этого процесса зависят от ряда факторов. 3. Историю становления и развития политики цифровизации сферы образования в Республике Казахстан можно разделить на три основных этапа: Этап I: 1991-2017 годы-начальный этап. На данном этапе государством начат процесс информатизации в сфере образования, приняты первые законодательные и программные документы в данном направлении, создана информационная инфраструктура и система информационного управления системой образования, разработаны первые методы и методики дистанционного обучения, сформирована стратегическая, платформенная и программная основа применения информационных технологий в целях совершенствования системы образования. II этап: 2017-2020 годы – этот этап, начавшийся с принятия государственной программы «Цифровой Казахстан», характеризуется целенаправленным и комплексным совершенствованием системы образования с адаптацией к необходимости стратегических приоритетов государства – создания цифровой экономики и развития человеческого капитала. III этап: с 2020 года по настоящее время – этот этап, начавшийся с экстренного перехода системы образования на дистанционное обучение в связи с необходимостью социальной изоляции во время глобальной пандемии, характеризуется интенсивной и массовой цифровизацией сферы образования. 4. Политика цифровизации сферы образования в Республике Казахстан обеспечивает положительные результаты во всех направлениях, охватывая все уровни образования, а также виды государственных услуг, связанных с образованием, системную информационную базу данных и менеджмент в образовании. Цифровая трансформация сферы образования осуществляется с помощью современных технологий, не отставая от глобальных трендов. Процесс цифровизации получил особый импульс в Казахстане во время перехода на дистанционный формат обучения во время пандемии Сovid-19 и значительно развился на основе принятых до этого мер и готовой цифровой инфраструктуры. В результате системного подхода к реализации государственной политики цифровизации, комплексно охватывающей сферу образования, обеспечивается равномерное развитие отрасли и преемственность между уровнями образования. Политика цифровизации сферы образования РК в целом обеспечивает прозрачность системы, справедливость, равную доступность образовательных услуг, качество образования и, следовательно, формирование качественного человеческого капитала, необходимого для цифровой экономики. 5. В цифровизации сферы образования Казахстана существует ряд проблем, причина которых не только в неэффективности государственной политики цифровизации. Цифровизация в глобальном масштабе-это непрерывный, динамичный и быстро развивающийся, все более усложняющийся процесс, поэтому главная проблема в этом направлении – не отставать от мировых трендов развития, быстро адаптироваться к изменениям. Основные проблемы цифровизации отечественной сферы образования были выявлены и приобрели актуальность во время глобальной пандемии. Эти проблемы стали общими не только для Казахстана, но и для систем образования во всем мире. Пандемия ускорила цифровую трансформацию сферы образования, придав ей мощный импульс. Основные проблемы, выявленные при переходе системы образования Казахстана на дистанционное обучение в чрезвычайной ситуации: разница в доступе к интернету между городом и селом, информационное неравенство, цифровое неравенство между обучающимися по уровню доходов, плохое качество интернет-соединения, технические сбои в работе обучающих платформ, проблемы, связанные с качеством и количеством обучающего контента, проблемы, связанные с онлайн-обучением, цифровым отсутствие нормативно-правовой базы и государственных стандартов и правил дистанционного обучения, регулирующих использование технологий, недостаточная цифровая грамотность преподавателей и обучающихся. Большая часть этих вопросов сейчас решается правительством, однако на решение вопросов, требующих значительных инвестиций, комплексных изменений, еще требуется немало времени. 6. К основным факторам, способствующим цифровизации системы образования РК, относятся: экономическая и социальная ситуация в стране, политическая и геополитическая ситуация, глобальные тренды на рынке труда и в сфере образования, развитие цифровых технологий, кадровый потенциал отрасли, изменения на внутреннем рынке образования, демографические, экологические, культурные факторы. Поскольку сфера образования будет тесно связана с другими отраслями системы общества, все эти факторы будут влиять на процесс цифровизации. Кроме того, особое значение имеет фактор принятия этого процесса сторонами, участвующими в процессе цифровизации сферы образования. Основные индикаторы процесса цифровой трансформации в образовании: доступ к интернету, обеспеченность организаций образования цифровыми устройствами, цифровая грамотность, цифровой учебный контент, человеческие ресурсы, развитие рынка EdTech, инвестиции, снижение цифровой разницы и цифровой менеджмент, эти показатели в основном свидетельствуют о том, что процесс цифровизации системы образования Казахстана набирает хорошие темпы и ориентирован на все направления показывает, что осуществляется. Учитывая современное состояние и устойчивое развитие сферы образования, внутренние факторы отрасли в целом могут служить основой для оптимистического сценария развития. Однако не следует упускать из виду возможное негативное или положительное влияние факторов, выходящих за рамки отрасли, даже за рамки государства. Политика цифровизации сферы образования реализуется в Казахстане на системной основе. Полностью предусмотрены механизмы планирования, организации, регулирования, контроля, законодательного обеспечения, финансирования со стороны государства. Политика цифровизации получила поддержку со стороны общества и выражена в виде частных инвестиций и инициатив. Казахстан имеет возможность стать цифровым лидером в области образования не только на территории Центральной Азии, но и на мировом уровне, при условии, что будут приняты соответствующие меры со стороны государства, последовательно и эффективно реализованы государственные программы и планы, не отклоняясь от намеченных стратегических целей, предотвращая внешние и внутренние угрозы. Вместе с тем, учитывая, что процесс цифровизации, цифровой трансформации приобретает непрерывный характер, сохранение последовательности в этом направлении и умение адаптироваться к внешним условиям, постоянно меняющимся, должно стать главным принципом политики цифровизации сферы образования. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью темы, сочетанием научно-теоретических и прикладных аспектов исследовательской работы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является одним из первых в отечественной политологии, в котором проведен глубокий системный политологический анализ политики цифровизации сферы образования. Теоретические выводы и выводы в исследовательской работе могут быть использованы политиками и специалистами в области образования и цифровизации в качестве экспертного и практического материала. Практическая значимость диссертационной работы обусловлена возможностью применения ее результатов в принятии оптимальных решений по дальнейшему совершенствованию политики цифровизации сферы образования РК и определению направлений и приоритетов ее будущего развития. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве специального курса при подготовке специалистов в области педагогики и политологии, государственного управления или в качестве вспомогательного средства к общим дисциплинам. Критика и одобрение результатов исследования Основные идеи, результаты и выводы исследовательской работы нашли отражение в 6 научных работах, в том числе: в статье «State policy of sustainable digitalization of Kazakhstan education in the experience of transformation during the pandemic period», опубликованной в итальянском международном научном журнале «Rivista di studi sulla sostenibilita», вошедшей в базу данных Scopus. Кроме того, в материалах международных конференций и изданиях Казахстана опубликовано 5 научных статей по теме исследования, которые: 1. Digital technologies and their impact on the educational policy of the state // «Қоғам және Дәуір» ғылыми-сараптамалық журналы. – 2022. – №1(73). – Б. 52-62. 2. Цифровое образование как фактор конкурентоспособности государства // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы 28-й международной научно-практической конференции (Прага, 2020 – С. 113-118). 3. Оценка государственной политики РК в сфере цифровизации образования и влияния пандемии на процесс цифровой трансформации образовательной отрасли страны // Proceedings of the 1st International Scientific Conference «Interdisciplinary Science Studies» (Dublin, 2023. – Р. 132-135). 4. Қазақстанның білім беру саласындағы цифрлық трансформация тәжірибесін талдау // Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы. Саяси ғылымдар, Аймақтану, Шығыстану, Түркітану сериясы. – 2022. – №2(139). – Б. 7-17. 5. Пандемия кезіндегі Қазақстанның білім беру саласын цифрлық трансформациялаудағы мемлекеттік саясат // Қоғам және Дәуір. – 2022. – №3(75). – Б. 81-92. По теме исследовательской работы автором накоплен значительный опыт по цифровизации государственного и частного секторов образования: «Daryn. online» на начальном этапе становления образовательной платформы он принимал самое активное участие в развитии проекта и работал в сфере EdTech в качестве обладателя региональной франшизы по городу Шымкент. Инициатор и разработчик мобильного приложения «Munarat» для дошкольных образовательных учреждений, воспитанников детских садов и родителей, для подготовки к сдачебт, УЧС и ОП, вступительным экзаменам в Назарбаев Интеллектуальные школы и лицеи образования и инноваций, для повышения успеваемости учащихся «Uonline.kz « онлайн-платформы; первый казахстанский производитель современного контента для подростков и малышей проект получил опыт цифровизации сферы образования в качестве учредителя компании» Ордаген», разработавшей мобильное приложение» OrdaGen». В целях изучения зарубежного опыта цифровизации сферы образования в январе 2022 года прошел научную стажировку в высшем учебном заведении Elliot School of International Affairs при Вашингтонском университете США, ознакомилась с библиографическим фондом библиотеки университета по теме исследования, изучила ход цифровизации системы образования США и лучшие проекты в этом направлении. Структура диссертации Структура диссертации состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Отзыв зарубежного консультанта